ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ


При поступлении граждан из детских домов в ПНИ обозначилась проблема неграмотности, а у клиентов большое желание быть независимыми, уметь распоряжаться самостоятельно пенсией, ходить в магазин. Эта проблема сразу же берется на контроль и на врачебной комиссии совместно с психологом решается вопрос в необходимости оказания помощи в расходовании денежных средств дееспособному неграмотному гражданину. Несмотря на возраст клиентов и не обладание необходимой лицензией для обучения граждан, воспитатели учреждения занимаются педагогической коррекцией. Это стало важной целью рабочего коллектива - научить наших инвалидов грамоте и помочь преодолеть комплексы неполноценности, которые многие испытывают в обществе из-за неграмотности.

Поэтому в сентябре 2006 года были оборудованы классы, приобретен необходимый дидактический материал и канцелярские материалы. Желающих обучаться разделили по группам, в зависимости от диагноза, и начали обучать их грамоте, счету и письму. За основу была взята дошкольная программа детского сада и программа начальных классов. Программа коррекционного обучения включает в себя следующие дисциплины: обучение грамоте и письму, математика, изобразительное искусство, лепка, аппликация, конструирование, познавательное развитие, художественная литература. Педагогическую реабилитацию  осуществляют 5 воспитателей, применяя различные методы арт-терапии. Это художественные приёмы и творчество, такие как рисование, музыка, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, цветоводство, куклотерапия, песочная терапия, игротерапия, сказкотерапия и многое другое. В зависимости от особенностей личности клиента, его предпочтений, воспитатели подбирают среди многочисленных методов арт-терапии наиболее подходящие для него. В каждом отделении созданы по две группы обучаемых в соответствии с их физическими и умственными способностями. Более щадящая программа применяется в группе, где обучаются подопечные с диагнозом умственной отсталости средней степени (болезнь Дауна).

В силу своего заболевания обучаемые обладают слабой памятью, ориентировкой в пространстве и речевым запасом, многие из них считаются необучаемыми. Поэтому работа воспитателя в этой группе отличается повышенной сложностью, индивидуальностью и продолжительностью повторных занятий на закрепление материала. Для того, чтобы научить ребят писать свою фамилию, педагоги применяют различные приемы в обучении:прописывание, штриховка, закрашивание, лепка, собирание из палочек и т.д. букв своей фамилии. Многие подопечные уже научились писать свое имя и фамилию. Для развития мелкой моторики рук проводятся занятия конструирования, приемов«Золушки» (сортировка смешанных круп), лепка, аппликация, рисование, конструирование. Особое внимание уделяется произношению звуков (разучивание детских стихов, считалочек, скороговорок). В средних группах обучаются более сильные проживающие с умственной отсталостью легкой степени, которые обладают техникой письма и чтения. У клиентов выявляются желания продолжить обучение в профессиональных училищах, получить профессию и работать за территорией интерната. Желание самостоятельно грамотно писать письма близким и родным, получить специальность и работать в городе как обычные граждане движет процессом обучения.

Вскоре появились первые результаты. Это были открытые занятия по обучению грамоте и математике. На показательные занятия приглашались директор учреждения, заместители, старшие медицинские сестры. К 2012 году 42 человека из 146 обучаемых научились расписываться, 38 человек печатными буквами пишут свое имя, 7 человек научились читать по слогам, 23 человека считать в пределах десяти на математических палочках. Это обеспечиваемые, которые так и не получили в своей жизни даже справки об окончании средней школы. В отделении медико-социальной реабилитации воспитатель так же дает представления о художественной литературе, классической музыке и духовном развитии. Мы не готовим ребят для поступления в институты, но предоставляем возможность иметь на ряду с обычными людьми равные возможности: учиться, работать, заниматься спортом, отдыхать и наслаждаться жизнью. И в первую очередь тем, кто желает обучатся в профессиональных училищах. Так, в 2008 году были подготовлены и направлены на обучение в Сергиево - Посадское профессиональное училище-интернат по специальности оператор швейного оборудования (швея) 3 девушки, в 2010 году еще 5 человек: г.Сергиев-Посад по специальности социальныйработник и СПТУ-5 г.Егорьевска; в 2011 году на обучение было направлено 3человека.