Одно из важных направлений в нашей работе - социальная реабилитация, которая осуществляется по следующим направлениям: адаптивная физкультура и организация спортивных мероприятий, проведение кружковой работы, организация экскурсий, массовых культурно-досуговых мероприятий.

В связи с тем, что психоневрологические заболевания отражаются непосредственно на физическом состоянии организма, невозможно представить реабилитацию получателей социальных услуг без адаптивной физкультуры.

Адаптивная физкультура направлена на укрепление здоровья, улучшение качества жизни, социализации и интеграции в общество. Исходя из возможностей каждого получателя социальных услуг, определены виды спортивно-оздоровительной работы.

Привлекая подопечных к занятиям физическими упражнениями и спортом, восстанавливается утраченный контакт с окружающим миром. Занятия адаптивной физической культурой являются действенным методом в плане реабилитации подопечных. 

Систематические занятия предполагают регулярную утреннюю гимнастику и физкультурные кружки. Эпизодические занятия предполагают прогулки и выездные спортивные мероприятия. Индивидуальные занятия проводятся в отделениях дома-интерната. Массовые – фестивали, праздники. Соревновательные – от внутренних до Всероссийских. Игровые – на территории дома-интерната.

 

Сотрудники организуют турниры по стрельбе, теннису, дартсу, шашкам, велоэстафеты, турниры по бочче и корнхоллу, выезды в боулинг, на картинг и скалодром, катание на санках, занятия лыжным спортом, катание на коньках, хоккейные матчи, занятия на тренажерах, скандинавская ходьба, посещение бассейна. Организация физкультурно-спортивных занятий и участие в спортивных соревнованиях являются формой необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни.

Во время прогулок организуются подвижные игры, спортивные соревнования. Также в учреждении есть спортивная площадка. Зимой на ней заливается каток, сооружается горка.

Интерес среди получателей социальных услуг вызвало новое направление физической культуры – финская ходьба.

Утренняя гимнастика проводится в холлах отделений, на территории интерната. Для пожилых и ослабленных подопечных зарядки проводятся в палатах. В адаптивной физкультуре введено новое интересное направление - гигантский волейбол (волейбол с тканями). Прием мяча осуществляется не одним человеком, а в парах или по 3 человека, ребята играют командой, что воспитывает командный дух, внимание, терпение и усидчивость. К данному виду занятий привлечено - 36 человек. 

Новые направления в адаптивной физкультуре - пилатес, джампинг, занятия на беговелах, летний керлинг.

Культурно-досуговая работа ведется в форме тематических праздников, развлекательных,  игровых, концертных программ, спортивных соревнований, творческих мастерских, конкурсов и выставок творчества, викторин, экскурсий, бесед, лекций, дидактических игр, занятий в кружках по интересам, часов общения, познавательных занятий, караоке, устных журналов, кинолекториев, игровых дискотек, просмотров видеофильмов.

Систематические занятия благотворно влияют на все функции организма, как физические, так и психические, способствуют улучшению качества жизни социализации и интеграции в общество. Они способствует улучшению здоровья, самочувствия, удовлетворяют потребность в общении, расширяют кругозор, в конечном итоге способствуют самореализации человека в современном обществе.

В доме интернате функционирует библиотека. Фонд библиотеки составляет 3646 экземпляров, из них 1200 – книг, подаренных читателями.

Библиотекарем проводится постоянная работа по популяризации книги, пробуждения интереса к чтению. Организуются литературные часы, часы истории, часы духовной культуры, часы поэзии и многое другое. Регулярно  проводятся громкие чтения по палатам.

В арт-терапии внедрены новые методы работы:

- изготовление и роспись акварелью поделок из соли;
- рисование картин по номерам на холсте;
- художественная лепка скульптур из снега и их роспись;

- изготовление поделок из эпоксидной смолы.

Разработана программа реабилитации для инвалидов с нарушением зрения. Одним из эффективных и результативных методов является применение  "бизибордов" (развивающее панно),  изготовленных по специальному проекту  на базе пошивочной мастерской нашего дома-интерната.  В процессе занятия с бизибордом наши подопечные пробуют абсолютно самостоятельно решать задачи различной сложности, находить свои ошибки, вносить исправления.

В процессе игровых действий у инвалидов с нарушением зрения  развивается мышление, воображение и мелкая пальчиковая моторика, формируется понятия цвета, размера, формы. И второй эффективный метод реабилитации слабовидящих - гимнастика для глаз. К занятиям по программе привлечены 58 человек.

Патриотическая работа с получателями социальных услуг призвана способствовать пониманию нашей силы и веры в свою Родину. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно–нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача.  Но она, безусловно, осуществима, если мы будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!” Очень хотелось, чтобы данная система патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны.

Вся работа, проводимая по патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Наши подопечные с огромным желанием и интересом участвуют во всех мероприятиях по данной программе.

Получатели социальных услуг хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

Экскурсии – особая форма организации работы, способствующая всестороннему развитию наших подопечных, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию.

Цели наших экскурсий:

- расширение кругозора получателей социальных услуг;

- воспитание познавательной и эстетической культуры;

- воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.

Задачи, которые мы ставим:

- повышение культурного уровня;

- расширение кругозора;

- самореализация инвалидов;

- выявление творческих способностей.

Экскурсии в музеи, на природу, в выставочные залы учат находить красоту в обыденных вещах и явлениях, а также выполняют образовательную и воспитательную функцию.

Мы организуем разноплановые экскурсии, чтобы познакомить получателей социальных услуг с разными аспектами общественной жизни: выезды по памятным местам, музеям и храмам города Егорьевска, в мини-зоопарк «Горки» (г.о. Коломна), экскурсии на теплоходе по реке Оке. Регулярно проходят природоведческие экскурсии по близлежащим окрестностям - Святой источник в д. Сазоново, лесопарковая зона и т.п.

Со своими подопечными за последнее время мы посетили: Музей-заповедник С. Есенина в Рязанской области, концерт И. Кобзона в Кремлёвском Дворце, фарфоровый завод в г. Ликино-Дулёво, Усадьбу Деда Мороза, Елку на Мосфильме, Музей Воинской Славы, Музей-заповедник «Царицино», цирки «Аквамарин» и «Шапито» в г. Москва, Музей деревянного зодчества в г. Рязань, Коломенский музей пастилы, Московский дельфинарий, Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, храм в с.Раменки и д.Троица, Театр Нины Чусовой, памятные места г.Егорьевска, Донской мужской монастырь (г.Москва), оленью ферму (Анциферово), "Новый Иерусалим", Красную площадь, выставку кошек, крокодиловую ферму и др.

Выезды на природу, в зоопарки умиротворяют, успокаивают нервную систему, воспитывают духовно-нравственные чувства, помогают быть ближе к природе.

Цирковые представления и концертные программы дарят нотки веселья, радости и позитива, а также повышают культурный уровень и помогают в социальной адаптации.

Посещение храмов и монастырей способствует духовному развитию подопечных и приобщению их к религиозной культуре общества.

Посещение музеев, исторических памятников и т.п. формирует познавательный интерес получателей социальных услуг к нашей истории, расширяет кругозор, повышает культурный и образовательный уровень, воспитывает чувство патриотизма, эстетические и нравственные чувства.

Производственные экскурсии знакомят подопечных с внутренней жизнью производств, учат быть внимательными и дисциплинированными, повышают интерес к различным видам деятельности.

Важно отметить, что в процессе экскурсий получатели социальных услуг приобретают опыт общения в социуме. Приятно видеть, как они стараются наладить контакт с окружающими людьми, чем-то поинтересоваться, что-то узнать.

Смена обстановки благотворно влияет на психическое состояние подопечных. Яркие впечатления и позитивные эмоции, полученные в процессе экскурсий, находят отражение в длительных беседах и обсуждениях в доме-интернате.

Подопечные с нетерпением ждут очередных экскурсий, в радостном предвкушении чего-то нового, неизвестного.