«Я читаю! Я живу!»

Автор: Михайлова Ирина Павловна

В море профессий нашла свою любимую – библиотекарь. Имею высшее образование. По специальности в психоневрологическом интернате работаю с 2016 г. Свою работу люблю, стараюсь быть компетентным путеводителем в море книг.

Описание проекта: «Я читаю! Я живу!» В этом кратком названии проекта, скрыт глубокий смысл и большое значение, особенно для людей с ограниченными возможностями, проживающим в нашем интернате.

Книга для этих людей не только источник знаний, а мостик для общения с большим и реальным миром. В этом быстротечном, порой черством и жестоком мире реальности очень мало места для израненной души человека в моральном и физическом плане.

Для них книга – источник воображения, интеллекта и душевного тепла.

Книга – мудрый друг и советчик, она рассказывает о приключениях и путешествиях, помогает понять  роль каждого в жизни общества. Для этого библиотекарь собранную мудрость всего человечества передает из поколения в поколение до наших и будущих дней Человечества.

Стадия проекта: в реализации

Цель проекта:

развивать интерес к художественной литературе и совершенствовать устную речь;

 на примерах литературных героев формировать у читателей высокие моральные качества и активную жизненную позицию;

Задачи проекта:

- формировать навыки культуры чтения;

- развивать познавательные способности;

- научить делиться впечатлениями о прочитанном.

Достигнутые результаты:

- увеличение количества читателей;

-рост познавательной активности;

- повышение уровня культуры чтения среди людей с ограниченными возможностями.

Социальная значимость проекта:

привлечение внимания читателей к  литературе;

 пробуждение и формирование любви к чтению;

организация познавательного досуга получателей социальных услуг интерната.

Мероприятия проведенные в рамках проекта:

 «Если корабль не знает, в какую гавань ему плыть, то никакой ветер не будет ему попутным» (Сенека).  Я в своей работе определила 8 главных гаваней-портов, где осуществляла свои цели и задания.

Звездными маршрутами «Моя планета – Книга». Виртуальное путешествие в космическом пространстве. Это путешествие дало понять, что знать все  невозможно. Но это не значит, что мы не должны стремиться знать больше. Астрономия – наука о звездах – дает нам возможность знать больше: наблюдать и понимать.

С помощью популярных энциклопедий и материала интернета, мы смогли хоть немного представить какой же он  этот космос и какое место в нем человека. Узнали историю космонавтики, а также как развивается космонавтика сейчас.

День защиты Земли. Природо-экологическая дискуссия 

 «Земля в иллюминаторе,

Земля в иллюминаторе видна,

Как сын грустит о матери,

 Грустим мы о Земле, она одна…»

 

Эти строки песни напоминают нам о необходимости бережного отношения к планете Земля. Земля является не самой большой, и не самой маленькой планетой в Солнечной системе. Тем не менее, ее положение среди других планет – уникальное. К сожалению, человек, его техногенная деятельность использует ресурсы земли, воды, воздуха не рационально, что приводит к экологическим катастрофам. Чтобы привлечь внимание читателей к проблемам экологии, была проведена познавательная беседа-дискусия. Прозвучали стихи о красоте планеты Земля, проведена экологическая интерактивная игра.

День писателя «Я хочу стать им…».  Литературный час под таким названием вызвал большой интерес не только у выступающих, но и у слушателей. Строки творчества А.П. Чехова тронули души всей своей глубиной философии Жизни. Интерес  к творчеству писателя растет с каждым годом. Все отчетливее становится значение этого замечательного художника слова в развитии нашей культуры, в формировании высоких нравственных отношений между людьми. Произведения Чехова живы в нашем сознании и уже это свидетельствует об их не проходящей ценности.

Художественное пространство может быть открытым или закрытым, широким или узким. В каком же пространстве живет и действует герой? Какое пространство открывается перед ним? Те или иные ответы на эти вопросы приобретают характер социальной оценки читателей.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» эту аксиому жизни еще раз подтвердили слушатели после литературного часа. Слово поэта, писателя – локомотив общественного развития. И куда и с какой скоростью идет развитие общества зависит от морально-этических граней души машиниста.

Живая история. «Говорят» экспонаты музея. Виртуальная экскурсия по музеям страны. Музей и библиотека очень схожи между собой. Здесь встречаются прошлое  настоящее и будущее человечества. И если в библиотеке главный герой – слово и книга,  которыми говорят читатель и слушатель, то в музее «говорят» все экспонаты: архитектура, скульптура, народные ремесла и промыслы, художественное творчество – все что осталось после деятельности человека, несет информацию о нем, а значит свидетельствует, «говорит». Нам только надо уметь слушать это вещание через века и столетия. Виртуальная экскурсия по Воронцовскому дворцу вызвала восхищение красотой творений рук человека. Архитектурные строения, скульптурные группы, садово-парковые чудеса стали светлым праздничным лучиком  в серости и однообразии повседневной жизни.

Развлекательная программа «По дорогам сказок». На мероприятии мы все переселились в сказку. Каждый в свою любимую. Вспомнили своих любимых сказочных героев, их подвиги и неудачи. Но главной задачей путешествия было понять,  что, же такое сказка? Почему нам с ней так интересно и хорошо? Чем завораживает и манит к себе мир сказки? Слушатели активно давали ответы на эти вопросы.

Интеллектуальная тропинка была индивидуальной и интересной для каждого слушателя. В каждой сказке есть ключевая фраза из этих высказываний надо было сложить эпизод сказки в духе современности.

Активные слушатели сыграли авторскую мини-сказку и выразили готовность дарить миг сказки каждому в повседневной жизни.

Библиографическая викторина «Хочу все знать!» Человек – высокоорганизованное существо, которое стремится к усовершенствованию. Познание мира и своего места в нем- главная ось орбиты Микрокосмоса. Макро и микро космос не разделимы. Как все начиналось? Кто создал Природу и Душу человека? Почему мы плачем? Как выйти из стрессовой ситуации? Кто самый счастливый на земле? Что? Где? Когда? Как?  Почему? На эти и другие вопросы можно найти ответы в библиотеке.

Это название в основе имеет слово «библио» - что в переводе с греческого означает книга. Дом книги, дом знаний, дом мудрости – вот что значит библиотека.

Первые библиотеки были известны в IIIст. до н.э. в Египте и Китае. В России в 1913 было 13800 массовых библиотек, около 9млн. экземпляров книг. Сейчас самые большие библиотеки – это Государственная библиотека им. В.И. Ленина в Москве, Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Читатели получили ответы на все интересующие их вопросы, и приобрели навыки интеллектуального общения.

Библиотечный десант «Книги идут в гости».

Читатели как прохожий надеется встретиться с добрым, вежливым, внимательным человеком. Читетель очень рад встречи с интересной интеллектуальной книгой. Особенно сейчас, когда человек отдает предпочтение общению с интернет технологиями, важно не растерять высокие человеческие качества души.

Интернет ресурсы делают нас мобильными, оперативными, но духовно бедными, равнодушными, пассивными. Книга должна удержать человека от опустошения души. Это книги должны быть зваными гостями в каждом доме. Произведения классиков должны быть нашими настольными книгами. Они учат нас Жизни.

Чтение книги – это позитивный активный заряд человеческой души. Компьютер и другие интернет ресурсы нередко разрушают теплоту наших чувств.

 

Чтобы вызвать интерес к чтению и быть ближе к читателю, мы с героями произведений и книгами решили навестить мало читающих получателей социальных услуг в отделениях интерната. Читатели пересказывали наиболее яркие эпизоды произведений, играли главных героев. Писали продолжения высказываний: «Мне понравился… потому что…», «Хочу быть похожим на…». Мы рады, что нас ждут в гости еще.