"Я могу!"

Описание проекта:
Неотъемлемой частью в реабилитации инвалидов является бытовая реабилитация. Я стараюсь привить подопечным навыки и умения, необходимые в быту, чтобы сделать их жизнь более полноценной. 
Обучаю своих подопечных навыкам ведения домашнего хозяйства, приготовлению несложных блюд, поддержанию уютной обстановки в комнатах, навыкам пользования современной техникой: телевизорами, музыкальными центрами, телефонами и прочей техникой. В процессе обучения домоводству получатели социальных услуг овладевают знаниями правил техники безопасности пользования различными бытовыми приборами. 
В первую очередь подопечные должны научиться заботиться о себе в той степени, в которой это возможно. От простого к сложному. С этого непосредственно и начинается процесс бытовой реабилитации. 
В мужском отделении милосердия проживает 109 получателей социальных услуг. Из них 39 ослабленных, 8 лежачих, самостоятельно себя обслуживают 14 человек, нуждаются в помощи 48 человек. 
Утро в отделении для получателей социальных услуг начинается с утреннего туалета, зарядки, заправки кроватей и проветривания палат. 
Я оказываю помощь в проведении гигиены полости рта, умывании и расчёсывании. Я учу и помогаю выполнять все эти процедуры. Туалетные принадлежности подвергаются тщательной санитарной обработке. 
После я провожу зарядку с ослабленными и лежачими получателями социальных услуг в палатах. Основной задачей является стимуляция работы всех органов и систем человека. 
Ослабленные подопечные выполняют упражнения возле своих кроватей, а лежачие делают зарядку, не вставая с кроватей. Те, кто может самостоятельно сидеть, делают гимнастику сидя, остальные - лёжа. Общий гимнастический комплекс для лежачих подопечных занимает 20 мин. Каждое упражнение выполняется 3-4 раза. Комплекс упражнений подбирается согласно медицинским показаниям. 
Подопечные выполняют самые простые упражнения: 
- руки вперёд, вверх, в стороны (3 раза); 
- наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад (4раза); 
- сжимание и разжимание пальцев рук и ног (4 раза); 
- круговые движения кистями по часовой стрелке (3 раза); 
- круговые движения кистями против часовой стрелки (3 раза); 
- круговые движения стопами по часовой стрелке (3 раза); 
- круговые движения стопами против часовой стрелки (3 раза); 
- сгибание и разгибание ног в коленях (4 раза). 
В течение дня я организую с подопечными прогулки на свежем воздухе. 
Бытовая реабилитация также предполагает уход за одеждой и обувью. 
Получатели социальных услуг одеваются по сезону. У каждого в наличии есть несколько комплектов одежды. Подопечные, обслуживающие себя самостоятельно, ухаживают за одеждой и обувью сами, а остальные нуждаются в помощи. В нашем отделении есть учебная стиральная машина. Я обучаю подопечных правилам пользования ею. Таким образом, они имеют возможность стирать некоторые личные вещи под моим контролем. 
Получатели социальных услуг помогают в уборке. Я обучаю их правилам обращения с уборочным инвентарём, рассказываю о назначении моющих средств и показываем на практике уборку комнат. Те же методы использую при демонстрации уборки территории. 
Чтобы привить чувство ответственности и заботы о ближнем, а также эстетические чувства, мы начали с элементарного. Один раз в неделю проходят занятия кружка по цветоводству и уходу за комнатными растениями "Росток". Изначально кружок посещали 8 человек. (2013 г.) На данный момент его систематически посещает 36 человек. Практика показала, что мои подопечные с удовольствием выращивают растения и ухаживают за ними. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, успокаивает. На занятиях получатели социальных услуг знакомятся с различными видами семян и растений; учатся различать обычные и декоративные сорта; сажают, наблюдают за ростом и развитием растений; учатся быть терпеливыми и внимательными, заботливыми и трудолюбивыми; узнают о многообразии форм и цвета плодов растений; узнают о правилах и условиях сбора плодов; расширяют знания о растительном мире; получат навыки ухода и содержания комнатных растений, условия, необходимые для их содержания;учатся изготавливать поделки из природного материала. 
Возможность вырастить новое растение придаёт моим подопечным надежду и веру в хорошее. Появляется мотивация к дальнейшей деятельности. Здоровый рост цветка придаёт уверенности в самом себе, повышает самооценку. Занятия проходят на базе подсобного хозяйства дома-интерната, в холлах отделений. 
В дальнейшем я планирую организовать кружок по уходу за аквариумными рыбками. 
Чтобы привить подопечным навыки общения, я применяю способ погружения в общественную жизнь: самостоятельное приобретение продуктов, покупку вещей и обуви. 
Я сопровождаю своих подопечных в магазин. Они выбирают продукты, а я слежу за качеством товара и обслуживания. Перед выходом за территорию дома-интерната провожу беседы о правилах поведения в общественных местах. Таким же образом мы посещаем магазины одежды. Подопечные выбирают себе вещи и обувь, примеряют их, а я осуществляю контроль за качеством товара и его размерами. Я учу получателей социальных услуг рассчитывать стоимость товаров, денежным обозначениям и правилам оплаты, а также умению общаться с персоналом в магазине. 
Культура питания также имеет важное значение в бытовой реабилитации. Я провожу беседы с подопечными о правильном питании и полезных продуктах, о сервировке стола, о правилах пользования столовыми приборами и культуре употребления пищи, о кухонном оборудовании и правилах безопасности на кухне. Практические занятия позволяют подопечным закрепить полученные знания. 
Для того, чтобы научить получателей социальных услуг технологии приготовления простых блюд, я организовала в ноябре 2015 года кружок «Поварёнок». Сначала его посещали 8 подопечных. Сейчас в кружке 28 человек от 20 до 65 лет. Для проведения занятий был специально оборудован класс. Также закуплены кулинарные инструменты и приспособления, в том числе, посуда, скатерти, салфетки, фартуки и косынки. 
Начинали с приготовления салатов, затем стали готовить первые блюда, выпечку и вторые блюда. Результаты не заставили себя долго ждать. Подопечные освоили азы кулинарии. Чтобы поддержать творческую инициативу получателей социальных услуг, в доме-интернате устраиваются кулинарные конкурсы.
Цель проекта:
Моя работа по бытовой реабилитации направлена на формирование ответственности и аккуратности, внимательности и усидчивости; на развитие познавательной и творческой активности, культуры поведения и общения; на воспитание эстетических чувств и получение практических знаний, умений и навыков бытовой составляющей нашей жизни.
Задачи проекта:
 интеграции инвалидов в общество; 
 обеспечение возможности приобретения навыков для дальнейшей трудовой деятельности; 
 обучение самостоятельному ориентированию в окружающей обстановке, правильному восприятию и анализу ее состояния, адекватной реакции на изменения, происходящие в ней; 
 ознакомление инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения.
Достигнутые результаты:
Результатами реализации проекта "Я могу" стала активизация социально-полезной деятельности, сформированы и развиты позитивные социально-трудовые навыки, развита способность к освоению практических трудовых навыков; появилось стремление к формированию и развитию социально полезных личностных качеств.
Социальная значимость проекта:
Социальный проект по бытовой реабилитации инвалидов "Я могу!", разработанный и внедренный мной, помогает всесторонне развить возможности моих подопечных, а также социализировать их к окружающей среде и обществу.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
В рамках проекта "Я могу" проходят занятия кружков: 
Кружок "Поваренок" по кулинарии; 
Кружок "Росток" по цветоводству и уходу за комнатными растениями; 
Кружок "Я сам!"по привитию навыков личной гигиены, уходу за собой; 
Кружок "ФизкультУра!"по адаптивной физкультуре.