"ЗаряжайКа"

Методика адаптивной физической культуры отличается от обычной физической культуры. Обусловлено это патологией в физическом и психическом развитии человека. Аномальное развитие организма сопровождается нарушением моторных функций организма. Поражение центральной нервной системы влечёт за собой дефектное психическое и физическое развитие. Недоразвитыми оказываются костная, мышечная системы. Также страдают следующие функции организма: речь, память, мышление, эмоции, внимание. 
Личный опыт показывает, что коррекционно-развивающее направление работы представляет собой взаимосвязь двигательной деятельности человека, его познавательных способностей, психики и общения. 
Исходя из возможностей каждого получателя социальных услуг, определены виды спортивно-оздоровительной работы, в которых они могут принимать посильное активное участие. 
Необходимо знание основного дефекта, его проявлений, сопутствующих заболеваний и отклонений, мер, показаний и противопоказаний к каким-либо физическим упражнениям, а также особенности психомоторики с учётом возраста. Главное – не навредить, а выявить, определить и контролировать наиболее подходящий путь реабилитации. 
К каждому подопечному мною применяется индивидуальный подход, хотя проводятся и групповые занятия. Группы подбираются в соответствии с медицинскими показаниями. Практикуется несколько форм организации занятий: систематические, эпизодические, индивидуальные, массовые, соревновательные, игровые. Все они в той или иной степени используются в работе с получателями социальных услуг. 
При планировании занятий я учитываю особенности психического развития подопечных. В связи с недостаточностью всех уровней мыслительной деятельности: наглядно-образного, наглядно-действенного, словесно-логического, а также слабого развития речевой деятельности, памяти, внимания и нарушением эмоционального восприятия, я планирую свои занятия с особой тщательностью. 
Умственная отсталость поддаётся коррекции, несмотря на то, что это явление необратимое. Простота и методичность дидактического материала способствует овладению получателями социальных услуг разнообразными двигательными умениями, необходимыми для развития физических способностей. 
Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, естественно-природные и гигиенические факторы. 
Программа выполняется по разделам: ритмика, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание. Указанные разделы вмещают в себя разнообразные физические упражнения, позволяющие воздействовать на различные части опорно-двигательного аппарата и позволяют корректировать недостатки физического развития, психики и поведения. Общеразвивающие упражнения: без предметов и с предметами. Упражнения на развитие силы, быстроты, ловкости. Упражнения на развитие и коррекцию координационных способностей. Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Художественно-музыкальные упражнения. Упражнения, направленные на развитие и коррекцию восприятия, мышления, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания и других психических процессов. Упражнения, выступающие как самостоятельные виды адаптивного спорта: фигурное катание, хоккей, настольный теннис, мини-футбол и др. 
К естественно-природным факторам относится использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний, закаливания организма. 
Гигиенические факторы включают правила и нормы личной гигиены. 
Смысловое восприятие является наиболее сложной задачей для людей с умственной отсталостью. Освоение движений происходит, когда человек ощущает свое тело и понимает его назначение и возможности. Поэтому я закрепляю с подопечными знания о строении тела и его частях, о пространственной ориентации, о спортивном оборудовании, о действиях, которые требуют спортивные упражнения. 
В работе с получателями социальных услуг мною используются методы слова, наглядной информации и методы практических упражнений в их непосредственном сочетании. 
Индивидуальная работа позволяет мне более качественно выбрать методы и приемы проведения реабилитации. Групповые занятия проводятся с группой 6—8 человек, как правило, с приблизительно одинаковыми вторичными нарушениями, например осанки. Для работы с группой я подбираю доступные всем упражнения. 
Путём подбора и варьирования методов, приёмов, упражнений и условий организации занятий, получается оптимальный реабилитационный комплекс. Подбирая упражнения для коррекции, я делаю уклон на игровую форму. Обязательна поступательная деятельность (от простого к сложному). При выполнении физических упражнений я обеспечиваю словесное регулирование и наглядно-образное мышление. При этом стараюсь максимально активизировать познавательную деятельность.

Цель проекта:
В связи с тем, что психоневрологические заболевания отражаются непосредственно на физическом состоянии организма, невозможно представить реабилитацию получателей социальных услуг без адаптивной физкультуры. Адаптивная физкультура направлена на укрепление здоровья, на улучшение качества жизни, социализации и интеграции в общество.
Задачи проекта:
Основными задачами адаптивной физической культуры являются: воспитательные, образовательные, оздоровительные и задачи физического развития. К ним относятся: укрепление и закаливание организма, обучение техники движений, развитие физических способностей, формирование необходимых умений и навыков, приобретение необходимых знаний, приучение к дисциплине, ответственности за свои поступки, организованности и самостоятельности. 
Также выделяю специальные задачи: коррекция основных движений, согласованность движений отдельных частей тела; коррекция и развитие координационных способностей; коррекция и развитие физической подготовленности; коррекция и профилактика соматических нарушений; развитие познавательной деятельности: формирование представлений об элементарных движениях, частях тела, суставах; воспитание личности.
Достигнутые результаты:
Опыт моей работы показывает, что занятия адаптивной физической культурой являются действенным методом в плане реабилитации получателей социальных услуг. Систематические занятия благотворно влияют на все функции организма, как физические, так и психические, способствуют улучшению качества жизни социализации и интеграции в общество. Они способствует улучшению здоровья, самочувствия, удовлетворяют потребность в общении, расширяют кругозор, в конечном итоге способствуют самореализации человека в современном обществе. 
Привлекая подопечных к занятиям физическими упражнениями и спортом, восстанавливается утраченный контакт с окружающим миром. Организация физкультурно-спортивных занятий и участие в спортивных соревнованиях являются формой необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни.
Социальная значимость проекта:
В связи с тем, что психоневрологические заболевания отражаются непосредственно на физическом состоянии организма, невозможно представить реабилитацию получателей социальных услуг без адаптивной физкультуры. Адаптивная физкультура направлена на укрепление здоровья, на улучшение качества жизни, социализации и интеграции в общество.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта:
Систематические занятия предполагают регулярную утреннюю гимнастику и физкультурные кружки. Эпизодические занятия предполагают прогулки и выездные спортивные мероприятия. Индивидуальные занятия проводятся в отделениях дома-интерната. Массовые – фестивали, праздники. Соревновательные – от внутренних до Всероссийских. Игровые – на территории дома-интерната.